С 01.01.2011 года действует Федеральный закон РФ от 27.07.2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)». Соответствующие положения о процедуре медиации указаны в ГПК РФ, АПК РФ.
В процессуальном законодательстве России процедура медиации — это способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.
В Федеральном арбитражном суде Западно-Сибирского округа в комнате ожидания теме медиации посвящен красочный информационный стенд. Аналогичная информация присутствует и в судах общей юрисдикции. О данной процедуре суды общей юрисдикции и Арбитражные суды информируют участников при подготовке дел к рассмотрению. Положения о медиации известны юристам, имеется ряд публикаций по данному вопросу в периодических изданиях и Интернете.
Согласно справки Президиума Верховного Суда РФ «О практике применения Федерального закона РФ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)», утвержденной 06.06.2012 года, развитие примирительных процедур является одним из приоритетных направлений совершенствования существующих в РФ механизмов урегулирования споров и защиты нарушенных прав граждан. Материалы проведенного обобщения свидетельствуют о том, что стороны редко самостоятельно принимают решение об обращении к процедуре медиации.
Указанная Справка содержит сведения, что стороны применяли процедуру медиации по следующим категориям дел: по делам о защите прав потребителей; по жилищным спорам; по спорам, возникающим из семейных отношений; по делам, возникающим из имущественных и иных отношений (о взыскании долга); по иным категориям дел. Однако Справка не имеет статистических данных (количество процедур медиации) для оценки эффективности.
Вместе с этим можно сделать предположение, что процедура медиации фактически в РФ не применяется, так как официальных и неофициальных сведений о количестве процедур медиации нет при растущем количестве рассматриваемых судами РФ гражданских дел.
Причин малого использования процедуры медиации несколько, но прежде чем их систематизировать следует указать легальные принципы медиации как процедуры.
— добровольность
— конфиденциальность
— сотрудничество
— равноправие
— беспристрастность и независимость медиатора
Основополагающий принцип добровольности является следствием заинтересованности в процедуре сторон, что является лейтмотивом при разрешении спорных ситуаций.
Следует отметить, что процедура медиации существует в государствах Европейского союза (Directive 2008/52/EC of the European Parliament and of the Council of 21.05.2008 on certain aspects of mediation in civil and commercial matters. Интернет-ресурс: URL: http://eur-lex.europa.eu), в США, Канаде.
Институт медиации в США развивается с 1970-х годов и применяется весьма активно, если смотреть на количество специализированных организаций, публикаций, периодических изданий. Большинство споров гражданского характера до суда в США не доходят, так как это дорогое в финансовом плане мероприятие для сторон. Как следствие медиация является с экономической точки зрения более выгодным вариантом урегулирования спора (в том числе досудебного).
Суды в России исходя из действующего национального процессуального (АПК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ) и налогового законодательства решают, в том числе: «бытовые» споры; устанавливают юридические факты; рассматривают многочисленные заявления правозащитников; понуждает к действиям те органы, которые обязаны это делать в силу закона. Принцип доступа к правосудию реализуется по сравнению с США более чем на 100%. В судах России, в отличии от США, участвуют в качестве сторон по гражданским делам любые дееспособные граждане, так как нет необходимости быть профессиональным юристом (адвокатом), госпошлина символична, а досудебный порядок урегулирования спора не существует и/или «не работает».
Даже по урегулированным законами отношениям возникают споры, которые лишь формально разрешаются в досудебном порядке. Например, по Закону РФ «О защите прав потребителей», либо при разрешении индивидуальных трудовых споров, семейных споров. Действительно, порой кроме суда нет органа, где физическое или юридическое лицо может защищать свои права и законные интересы или элементарно воспользоваться своим правом (приватизация, наследование, перерасчет коммунальных платежей).
Безусловно, органы законодательной власти могут способствовать развитию досудебного урегулирования споров, однако эффективным это станет только при добросовестном исполнении норм права и разумном контроле.
Можно выделить следующие причины пассивного использования процедуры медиации в России:
1) несовершенство законодательства (качество, последовательность и актуальность норм права):
а. процессуального (АПК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ) (кто может быть стороной, представителем при судебном рассмотрении; категории рассматриваемых дел);
б. налогового (размер судебных издержек сторон);
в. иного материального (весь спектр прав и законных интересов в отраслях права);
2) частота изменения законодательства (противоречия, пробелы, отсутствие стабильности);
3) отсутствие обязательного досудебного порядка урегулирования многих споров (трудовые, семейные, страховые, «потребительские» и т.д.);
4) отсутствие системы компетентных органов досудебного разрешения споров (профессиональные организации);
5) неверное применение законодательства органами исполнительной власти;
6) менталитет сторон спора (недоверие к процедуре; «принципиальность» спора; правовой нигилизм);
7) предмет спора;
8) недостаточная информированность.
В целом, досудебное урегулирование споров должно разгрузить судебные органы и может сказаться на качестве выносимых актов. Показательным может служить анализ досудебного порядка разрешения налоговых споров в России, который проведен в «Концепции развития досудебного урегулирования налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013 — 2018 годы» (утверждена Приказом ФНС России от 13.02.2013 года № ММВ-7-9/78@).
Таким образом, частота применения судами процедуры медиации в России является следствием многих объективных причин, которые имеют корни как в экономической ситуации, так и в «неподготовленности» законодательства. Соответственно, для активизации института медиации следует комплексно и последовательно устранять указанные причины, развивая досудебный порядок урегулирования споров.
В любом случае необходимо следовать законам логики и подготовить «почву», чтобы процедурой медиации стали пользоваться исключительно исходя из её принципов. Следует отметить, что процедура медиации работает в государствах с «сильной» властью, где законы «вынуждено» уважать всё население, независимо от содержания законов и отношения к ним сторон спора.