С 01.06.2014 года начинает действовать ч. 5 ст. 14.3.1 КоАП РФ, согласно которой является административным правонарушением неисполнение обязанности трансляции социальной рекламы о вреде потребления табака при демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий или процесса потребления табака.
Санкция ч. 5 ст. 14.3.1 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Федеральный закон от 23.02.2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
Статьей 16 указанного Федерального закона сформулированы запреты рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака. При этом части 2, 4 данной статьи предполагают, что не допускается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах, а также публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю и любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, за исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла. Допускается демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака при информировании населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма в средствах массовой информации при проведении информационных кампаний.
С введением с 01.06.2014 года ч.3 ст. 16 Федерального закона от 23.02.2013 года № 15-ФЗ устанавливается, что при демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, вещатель или организатор демонстрации должен обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения, такой программы.
С учетом указанных норм в кинотеатрах и телевещании весь объем соответствующей видео-информации должен быть проанализирован на предмет демонстрации табачных изделий и процесса потребления табака, а также дана оценка случаев, когда демонстрация является неотъемлемой частью художественного замысла.
Для того, чтобы не подпадать под санкцию ч. 5 ст. 14.3.1 КоАП РФ, необходимо размещать социальную рекламу о вреде потребления табака.
Пунктом 11 ст.3 Федерального закона РФ от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» установлено, что социальная реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства.
Федеральная Антимонопольная служба в Письме от 14.05.2014 года № АК/19317/14 «О социальной рекламе о вреде потребления табака» указала, что социальная реклама не является разновидностью рекламы. Порядок распространения социальной рекламы регулируется исключительно статьей 10 Федерального закона «О рекламе» и иные нормы данного закона, в том числе положения статьи 14 Федерального закона «О рекламе», не распространяются на социальную рекламу.
Следовательно, при подсчете продолжительности общего объема распространяемой в телепрограмме, телепередаче рекламы, социальная реклама в данный объем не учитывается.
Стоит отметить, что Федеральным законом № 15-ФЗ не определена форма социальной рекламы о вреде потребления табака, а также ее продолжительность.
Учитывая изложенное, по мнению ФАС России, соблюдением требования части 3 статьи 16 Федерального закона № 15-ФЗ является размещение социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или в любой момент времени в период демонстрации аудиовизуального произведения в любой форме (например, в виде самостоятельного аудиовизуального произведения (видеоряда) или путем наложения на кадр аудиовизуального произведения способом «бегущей строки» или иным способом).
Вместе с тем ФАС России обращает внимание территориальных органов, что несмотря на отсутствие законодательного закрепления продолжительности и размера шрифта, используемого при размещении социальной рекламы о вреде потребления табака, такая информация должна быть доведена до потребителей в воспринимаемой форме (в частности, читаемым шрифтом, имеющим достаточный для восприятия текста с телеэкрана размер и контрастность).
Таким образом ч. 5 ст. 14.3.1 КоАП РФ не должна применяться к тем субъектам, которые при демонстрации видео-информации используют «бегущую строку» в воспринимаемой потребителем форме.