Компетенция Суда Евразийского экономического союза

Принципиальной характеристикой Евразийского экономического союза является то, что в его рамках существует таможенный союз — форма торгово-экономической интеграции государств-членов, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле не применяются таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, действуют Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза и единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьей стороной. В указанной форме интеграции существует Суд Евразийского экономического союза.

Суд Евразийского экономического союза является постоянно действующим судебным органом Союза и располагается в городе Минск Республики Беларусь. Статус, состав, компетенция, порядок функционирования и формирования Суда Союза определяются Статутом Суда Евразийского экономического союза согласно приложению № 2 к Договору о Евразийском экономическом союзе
(ратифицирован Федеральным законом РФ от 03.10.2014 года № 279-ФЗ, вступил в силу для Российской Федерации 1 января 2015 года).

Согласно Статута Суда Евразийского экономического союза (далее — Статута) целью деятельности Суда является обеспечение единообразного применения государствами-членами и органами Союза Договора, международных договоров в рамках Союза, международных договоров Союза с третьей стороной и решений органов Союза.

Компетенция Суда Евразийского экономического союза.

Компетенция Суда Евразийского экономического союза определена главой 4 Статута, из которой следует, что суд рассматривает споры, возникающие по вопросам реализации Договора, международных договоров в рамках Союза и (или) решений органов Союза:

1) по заявлению государства-члена:

  • о соответствии международного договора в рамках Союза или его отдельных положений Договору,
  • о соблюдении другим государством-членом (другими государствами-членами) Договора, международных договоров в рамках Союза и (или) решений органов Союза, а также отдельных положений указанных международных договоров и (или) решений;
  • о соответствии решения Комиссии или его отдельных положении Договору, международным договорам в рамках Союза и (или)
  • решениям органов Союза;
  • об оспаривании действия (бездействия) Комиссии;

2) по заявлению хозяйствующего субъекта:

  • о соответствии решения Комиссии или его отдельных положений, непосредственно затрагивающих права и законные интересы
  • хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Договору и (или) международным договорам в рамках Союза, если такое решение или его отдельные положения повлекли нарушение предоставленных Договором и (или) международными договорами в рамках Союза прав и законных интересов хозяйствующего субъекта;
  • об оспаривании действия (бездействия) Комиссии, непосредственно затрагивающего права и законные интересы хозяйствующего субъекта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если такое действие (бездействие) повлекло нарушение предоставленных Договором и (или) международными договорами в рамках Союза прав и законных интересов хозяйствующего субъекта.

Для целей настоящего Статута под хозяйствующим субъектом понимается юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством государства-члена или третьего государства, либо физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством государства- II члена или третьего государства.

Сформулировано важное правило о том, что государства-члены могут отнести к компетенции Суда иные споры, разрешение которых Судом прямо предусмотрено Договором, международными договорами в рамках Союза, международными договорами Союза с третьей стороной или иными международными договорами между государствами-членами.

Вопрос о наличии компетенции Суда по разрешению спора разрешается Судом. Суд при определении того, обладает ли он компетенцией рассматривать спор, руководствуется Договором, международными договорами в рамках Союза и (или) международными договорами Союза с третьей стороной.

Спор не принимается к рассмотрению Судом без предварительного обращения заявителя к государству-члену или Комиссии для урегулирования вопроса в досудебном порядке путем консультаций, переговоров или иными способами, предусмотренными Договором и международными договорами в рамках Союза, за исключением случаев, прямо предусмотренных Договором.

Если государство-член или Комиссия в течение 3 месяцев со дня поступления к ним обращения заявителя не приняли мер по урегулированию вопроса в досудебном порядке, заявление о рассмотрении спора может быть направлено в Суд. Однако по взаимному согласию сторон спора спор может быть передан на рассмотрение Суда до истечения срока, указанного выше.

Суд по заявлению государства-члена или органа Союза осуществляет разъяснение положении Договора, международных договоров в рамках Союза и решений органов Союза, а также по заявлению сотрудников и должностных лиц органов Союза и Суда положений Договора, международных договоров в рамках Союза и решений органов Союза, связанных с трудовыми правоотношениями.

Осуществление Судом разъяснения означает предоставление консультативного заключения и не лишает государства-члены права на совместное толкование ими международных договоров.

Суд осуществляет разъяснение положений международного договора Союза с третьей стороной, если это предусмотрено таким международным договором.

Суд Евразийского экономического союза при осуществлении правосудия применяет:

  1. общепризнанные принципы и нормы международного права,
  2. Договор, международные договоры в рамках Союза и иные международные договоры, участниками которых являются государства-стороны спора;
  3. решения и распоряжения органов Союза;
  4. международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы.

Порядок рассмотрения дел о разрешении споров в Суде Евразийского экономического союза определяется Регламентом.

Обращение хозяйствующего субъекта в Суд облагается пошлиной размер, валюта платежа, порядок зачисления, использования и возврата которой определяются Высшим Евразийским экономическим советом.

Суд Евразийского экономического союза оставляет без рассмотрения требования о возмещении убытков или иные требования имущественного характера.

Суд в сроки, установленные Регламентом, принимает по процедурным вопросам деятельности Суда постановления, включая постановления:

  1. о принятии либо об отказе в принятии заявления к производству;
  2. о приостановлении или возобновлении производства по делу;
  3. о прекращении производства по делу.

В срок не позднее 90 дней со дня поступления заявления Суд по результатам рассмотрения спора выносит решение, а по заявлению о разъяснении предоставляет консультативное заключение. Срок вынесения решения может быть продлен в случаях, предусмотренных Регламентом.

Следует отметить, что Договор о Евразийском экономическом союзе вступает в силу с даты получения депозитарием последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.

услуга консультация юриста
© 2014-2021 "Правовые ответы" (г.Омск)
тел.: 488-420
моб.тел.: +7904-581-24-30