Концепция совершенствования механизмов саморегулирования

Указом Президента РФ от 23 июля 2003 года № 824 развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики определено в качестве приоритетного направления административной реформы.

Одним из направлений работы в рамках административной реформы является разработка и принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, упраздняющих избыточные и дублирующие функции, осуществляемые органами исполнительной власти, позволяющих передавать ряд государственных функций саморегулируемым организациям и создавать механизмы, предотвращающие появление новых избыточных функций у органов исполнительной власти. Кроме того, при оптимизации функций органов исполнительной власти предполагалось обеспечить решение задач по созданию единого правового поля реализации государством контрольных и надзорных функций, упрощению разрешительных процедур, сокращению лицензируемых видов деятельности, формированию эффективных институтов саморегулирования, которым может быть передана часть функций, исполняемых государством.

Распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2015 года № 2776-р утверждена Концепция совершенствования механизмов саморегулирования.

Государство призвано создавать наиболее благоприятные условия для развития рыночной экономики как путем непосредственного регулирующего воздействия, так и путем создания стимулов самоорганизации производителей товаров (работ, услуг) в целях обеспечения более ответственного поведения указанных производителей в отношениях с потребителями, формирования профессиональных сообществ, основанных на принципах саморегулирования, самоограничения и самоорганизации и обеспечивающих выработку стандартов, отвечающих профессиональным и публичным интересам, а также путем применения механизмов контроля за соблюдением установленных ими требований.

Предполагается, что институт саморегулирования в сравнении с прямым государственным регулированием обладает следующими преимуществами:

  • развитие механизмов оптимальной (неизбыточной) стандартизации предпринимательской и профессиональной деятельности и производимых товаров (работ, услуг), а также возможность выбора и применения форм регулирования, в наибольшей степени подходящих потребностям конкретных отраслей;
  • применение механизмов имущественной ответственности, в том числе страхование членами саморегулируемой организации ответственности и иных связанных с выполнением работ и оказанием услуг рисков и формирование компенсационного фонда саморегулируемой организации как механизма коллективной ответственности членов такой организации перед потребителями товаров (работ, услуг), предоставляемых членами саморегулируемой организации;
  • организация более оперативного и более предметного контроля, чем со стороны органов исполнительной власти, за деятельностью членов саморегулируемых организаций;
  • развитие механизмов работы с жалобами третьих лиц и внесудебного урегулирования коммерческих споров.

В Концепции под институтом саморегулирования понимается деятельность саморегулируемых организаций, созданных и действующих в соответствии с требованиями Федерального закона «О саморегулируемых организациях», требованиями иных федеральных законов, имеющих отраслевой характер и устанавливающих особенности деятельности саморегулируемых организаций или дополнительные требования к ним.

Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» в Российской Федерации была создана правовая основа саморегулирования, в том числе определен общий порядок осуществления саморегулируемыми организациями контроля за деятельностью своих членов и применения ими мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов.

Помимо Федерального закона «О саморегулируемых организациях» законодательство Российской Федерации содержит ряд нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы саморегулирования в отдельных сферах предпринимательской и профессиональной деятельности. Положения специальных (отраслевых) федеральных законов могут определять те или иные особенности деятельности саморегулируемых организаций в отдельных отраслях и учитывать специфику таких отраслей.

Этими федеральными законами устанавливаются специфические требования к целям, задачам и функциям саморегулируемых организаций и к членам саморегулируемых организаций, особенности порядка осуществления саморегулируемыми организациями контроля за деятельностью своих членов, применения ими мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов, а также особенности порядка осуществления государственного надзора за соблюдением саморегулируемыми организациями требований законодательства Российской Федерации в части предмета контроля (надзора), оснований, периодичности и сроков проведения проверок.

Существуют сферы профессиональной деятельности, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное членство участников в специализированных негосударственных объединениях, однако такие объединения не имеют статуса саморегулируемых организаций (например, нотариат, адвокатура, профессиональные объединения страховщиков различного вида).

Приведена статистика саморегулируемых организаций и по состоянию на декабрь 2015 года в Российской Федерации насчитывается 1154 саморегулируемые организации, из них 719 саморегулируемых организаций — в отраслях, в которых введено обязательное членство участников рынка в саморегулируемых организациях.

За период с 2010 по 2015 год общее количество саморегулируемых организаций увеличилось почти в 1,8 раза. При этом отмечается существенный рост количества саморегулируемых организаций с добровольным членством (2,9 раза) и саморегулируемых организаций в области энергетического обследования (3,6 раза). Кроме того, за указанный период сформировались первые саморегулируемые организации в сферах кредитной потребительской кооперации, медиации, актуарной деятельности и азартных игр. В остальных сферах рост количества саморегулируемых организаций не превысил 50 процентов (оценочная деятельность — 1,5 раза, инженерные изыскания — 1,4 раза, архитектурно-строительное проектирование — 1,2 раза, строительство -1,2 раза).